|    RSS
МАГИЯ ДОБРА
Главная | Каталог статей
                     п                                                
                                              ГАДАНИЕ по SKYPE
                                  1000 руб - 20 мин ( актуально - апрель 2017)

                                   +79096696341   АЛЕКСАНДР 

                             Подробнее  http://www.nepoznannoe.net/index/0-9 (e-mail: mytaro@mail.ru)           
Главная » Статьи » САМОРАЗВИТИЕ и САМОИСЦЕЛЕНИЕ » Развитие органов чувств и дыхания

Упражнения по развитию сосредоточения

Первое подготовительное упражнение заключается в подчинении органов чувств и -называется “Пратья-хара”. Суть этого упражнения в том, чтобы оградить сознание от внешних впечатлений. Йоги определяют его, как некоторую фазу автомагнетизации, при которой все чувственные функции подавлены. Упражнения в “Пратья-харе” следуют непосредственно после упражнений в “Прана-йяме”. Это достигается следующим образом: чтобы не воспринимать вкусовых, обонятельных и осязательных впечатлений, достаточно изолироваться от внешних влияний и оставаться неподвижным. Чтобы ничего не видеть и не слышать, надо плотно завязать глаза и заткнуть уши тампонами, составлеными из ваты с небольшим количеством кольдкрема.

 

Подчинив себе органы чувств, приступают ко второй серии упражнений, называемых у индусов “Дхара-на”. Они заключаются в направлении внимания в течение определенного времени, постепенно удлиняемого, на один или несколько объектов сознания, или же на один из плексусов.

 

Переходя к “Дхиане” — высшей фазе самогипноза, — упражняющийся учится постепенно отбрасывать все формы и созерцать идею.

 

Например, заставляют созерцать книгу и воспринимать только внутренние впечатления, смысл, не связанный ни с какой формой. Такое состояние Дхианы сопровождается обыкновенно экстазом и называется “Самадхи”. По достижении Самадхи, приучаются делать Сама-йяму, которая является ключом ко всем оккультным феноменам. Перечисленные выше психические процессы можно представить в такой последовательности: направляя свое внимание на предмет (Дха-рана), удерживают его на нем (Дхиана), отделяют внутреннюю сущность предмета от внешней (Самадхи) и достигают высших ступеней психических упражнений — “Сама-йяма”. Если человек умеет делать Сама-йяму, все силы подчинены ему. Она — самое важное орудие йога. Христианские подвижники размышлением о грехах и молитвой, доводившей их до экстаза, проявлявшегося в сосредоточении на идее Божества, достигали этой же способности, но в другой форме; бессознательно, приемами менее разработанными и пассивными. Вначале надо научиться направлять свое внимание на действия или поступки, начиная с подчинения контролю воли всех непроизвольных и произвольных движений.

 

Многие люда не могут оставаться спокойными и производят целый ряд бесполезных движений. Один кусает губы, другой усиленно мигает, качает ногу, вертит карандаш и т.п. Необходимо совершенно избавиться от этих недостатков, мешающих сосредоточении.

 

1 упражнение. Контроль над мышцами рук и ног. Сядьте. Протяните руку в уровень с плечом, ладонью вниз. Поверните голову в сторону руки и пристально смотрите на средний палец. Следите внимательно, чтобы в руке не было ни малейшего дрожания. Упражняйтесь так ежедневно с каждой рукой, начиная с какой-либо одной.

 

Медленно повращайте пальцами - один вокруг другого -  от 50 до 100 раз, сосредоточив все внимание на этом действии. Затем, положите руку на стол, сжав ее в кулак. Медленно отогните большой палец, направляя на это действие все ваше внимание, затем — указательный, потом средний - безымянный и, наконец, мизинец. После этого согните пальцы в кулак в таком же порядке: мизинец, безымянный, средний, указательный и большой. Затем повторите упражнение снова - в обратном порядке. Продолжительное выполнение этих, на первый взгляд, маловажных, упражнений сильно укрепляет волю и подчиняет ей все мускульные движения. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность их, помня, что в области психических упражнений требуется такая же последовательность и постепенность тренировки, как и при физическом развитии тела. Только после такой подготовки можно приступить к подчинению органов чувств. Все вышеперечисленные упражнения служат как бы введением в Пратья-хару, Дхарану, Дхиану, Самадхи и Сама-йяму.

 

Внешние раздражения, воздействуя на органы чувств, доходят до сознания в качестве впечатлений, отвлекают внимание. Чтобы подчинить себе органы чувств, вначале надо научиться воспринимать ощущения, исходящие от одного какого-либо органа чувств, стараясь не воспринимать других. Это умение крайне важно и требует долгой, упорной работы над собой. Рекомендуем для этого следующие упражнения.

 

 

2 упражнение. Контроль над мышцами тела сидя и стоя. Сядьте в кресло. Ослабьте мускулы. Устремите взгляд в одну точку (напряжения не должно быть: нужно совершенно ослабить мышцы глаз, благодаря чему взгляд остановится). Дышите ритмически, медленно и спокойно. Дыхание должно быть неглубоким, почти без колебания груди, ребер и живота. Сидите неподвижно, все тело должно как бы застыть. Суть этого упражнения заключается в полном ослаблении мускулов, о котором говорилось выше. Упражняйтесь ежедневно по 5—10 минут. Постепенно доведите продолжительность его до 20 и даже 30 минут. Производите это упражнение 5—7 дней.
 

Изучив предыдущее упражнение, несколько видоизмените его. Станьте прямо, навытяжку. Старайтесь застыть в таком положении. Особенно рекомендуем “застывать” в таком положении, вытянув перед собой руки. Это упражнение, помимо того, что научит управлять вниманием, принесет значительную пользу при производстве некоторых феноменов факиризма, требующих продолжительного изучения динамизированного флюида в определенном направлении. Этому упражнению, аналогичному с предыдущим, нужно посвящать 5—7—10 минут ежедневно.

 

3 упражнение. Сосредоточение внимания при произвольных движениях: больших пальцев рук, указательных пальцев и при сжимании кисти. Соедините руки так, чтобы пальцы одной руки вошли в промежутки пальцев другой. направьте внимание на вкусовое ощущение, стараясь ничего не видеть, не слышать, не обонять, не осязать. Продолжительность упражнения — две недели по 5-10 минут.

 
4 упражнение. Зрение. Возьмите какой-либо предмет (карандаш и т.п.) и сосредоточьте на нем свое внимание. Рассматривайте его, обращая внимание на его форму, цвет и т.п.; вообще, займите свое внимание зрительными впечатлениями, получаемыми при рассмотрении этого предмета. Продолжительность упражнения 5—10 минут. Прибавляйте каждый день еще по одной минуте в течение 5—7 дней.

 

Точно такое же упражнение необходимо делать с ногами, вытягивая их вперед и наблюдая их неподвижность. Продолжительность упражнений та же.
 
Прежде, чем научиться сосредоточивать мысль, надо уметь активно и сильно думать.

 

Как гимнастика укрепляет физическое тело, так и размышление развивает мозг и дает мыслям силу, активность и продолжительность. Большинство людей совершенно не умеют мыслить. Их мысли слабы и вялы. Это зависит от того, что они повторяют чужие мысли, довольствуются готовыми определениями, ответами на различные вопросы и т.п.

 

При этих упражнениях надо принять удобное положение и пр. Постепенно надо менять предметы, употребляемые для этого упражнения, переходя от ярких, бросающихся в глаза, к более тусклым, незаметным, почти бесцветным.

 

5 упражнение. Слух. Для тренировки этого органа чувств поступают следующим образом.

 

Берут маленькие карманные часы и кладут их на столик около дивана. Ложатся, принимают удобное положение, ослабевают мускулы и закрывают глаза. Начинают прислушиваться к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать, не воспринимать других впечатлений. Чтобы еще лучше сосредоточиться, можно считать удары часов до ста, подряд или через один удар. Упражняйтесь ежедневно по десяти минут. Это упражнение очень важно, оно способствует развитию яснослышания.

 

6 упражнение. Осязание. Приняв удобное положение, закрыв глаза и уши, кладут на голое тело какой-нибудь маленький предмет, например монету. Этот предмет будет производить легкое давление на кожу, что вызовет ощущение прикосновения к определенному пункту кожи. Направьте внимание на это ощущение. Меняйте положение предмета, перемещая его то на грудь, то на руку или на ногу и т.п. Класть его на лицо (на лоб и пр.) не советуем: продолжительное сосредоточение может вызвать красноту кожи на этом месте и другие изменения (стигматы). Полезно прикладывать этот предмет к нервным плексусам и сосредоточивать на них внимание.

 

Средством контроля служит появление теплоты в месте прикосновения, переходящее в жжение и боль.

 

7 упражнение. Вкус. Чтобы сосредоточиваться на вкусовом ощущении, вначале приходится прибегать к следующим вспомогательным средствам: сахар, соль и т.п. Соблюдая все необходимые условия (закрыть глаза, уши и т.п.), берут в рот одно из этих веществ и пытаются запомнить вкусовое ещущение... Потом вы должны попытаться ощутить вкус на расстоянии.

 

8 упражнение. Обоняние. Поступают, как и при упражнении 7-м, но вместе вкусового ощущения вызывают обонятельное, воздействуя при помощи духов на обоняние. Стараются воспринимать только запах. Продолжительность упражнения 10 минут.

 

Достигнув успеха во всех этих упражнениях, учатся совсем ничего не воспринимать; при этом следует поступать наоборот. Раньше вы выделяли из массы впечатлений одно (зрительное, слуховое и пр.) и сосредоточивали на нем все свое внимание; теперь же нужно из массы впечатлений выделить одно, но не воспринимать его совсем. Например, смотрите на часы и старайтесь не слышать их тиканья; слушайте тиканье часов и настолько сосредоточьтесь, чтобы перестать их видеть; поднесите флакон духов к носу, стараясь не обонять запаха. Точно так же поступают и с другими ощущениями.

 

Если вы достигнете успеха во всех этих упражнениях, вам не трудно будет сосредоточиться активно (на одном каком-либо пункте) или пассивно (совсем остановить мышление).

 

9 упражнение. Размышления над объективами (внешними) предметами. Сядьте около какой-нибудь картины и всматривайтесь в нее, размышляя о том, как она исполнена, какими красками, хорошо ли написана, что могло побудить художника написать ее, какую цель преследовал он и т.п. Размышляйте таким образом в течение 10—15 минут, не отрывая взгляда и внимания от картины. Вначале будут происходить такие явления. Сев перед картиной и размышляя о ней, через две — три минуты вы ловите себя на том, что думаете о другом, а о картине давно забыли. Лучшим средством удержать на ней внимание служит взгляд. Рассматривайте картину, и зрительные впечатления займут внимание и не позволят отвлечься. По мере рассматривания вы будете все более и более углубляться, постигать ее внутренний смысл, заложенный художником. Размышляйте, и внимание дисциплинируется, усилится питание мозга, а мысль приобретет силу и яркость.

 

Возьмите какой-нибудь предмет, например, карандаш. Размышляйте о способе его приготовления, назначения, удобстве или неудобстве и т.п.

 

Изолировав себя от внешнего мира, направляют внимание на какую-нибудь часть тела, представляя себе чувство прикосновения к ней или, лучше, что по ней бродит муха. Это упражнение очень трудно и важно. Оно оказывается полезным при тех опытах факиризма, которые заключаются в прокалывании рук, щек и т.п. иглами, в нанесении ран и пр., а также, как средство для пробуждения нервных центров. Затем приступают к мысленному воспроизведению вкусовых и обонятельных ощущений, что впоследствии пригодится для умения передавать их на расстоянии.
 

10 упражнение. Это упражнение является весьма важным. Помимо того, что оно приучает человека мыслить, подобное упражнение дает чувство сознания свой души, веру в бессмертие человеческого духа. Оно заключается в размышлении о своем “Я”, в утверждении реальности этого “Я”. Далее, упражнение, правильно производимое, быстро даст, даже ранее сомневавшимся, сознание своей души, даст веру, или вернее, знание, что человеческий дух бессмертен и не зависит от бренного тела — оболочки для высших начал.

 

Примите удобное положение. Ослабьте мускулы. Дышите ритмически. Думайте о том, что земные страдания и наслаждения могут влиять только на тело, дух же находится вне их воздействия. Думайте о себе, о своем “Я”, как о чистом, бессмертном духе, являющемся частью Мирового Духа, искрой Божественного огня. Хорошо также размышлять, направив сознание внутрь, о каждом из своих тел: физическом, астральном и ментальном. Сосредоточиваясь на физическом теле, думайте о свойствах, присущих ему, учитесь чувствовать его, как нечто отдельное от себя. Затем размышляйте об астральном теле. Думайте, что все эмоции, страсти и пр. зависят от этого накала, размышляйте, что оно все-таки не вы, не ваше “Я”, не дух, а только оболочка, более тонкая, чем физическое тело. Потом приступите к размышлению над ментальным телом, над своими мыслями. Ясновидящие наблюдают следующее. Если несколько лиц говорят о каком-либо предмете, то мозг людей размышляющих, старающихся достигнуть разрешения вопроса, изливать потоки сильных вибраций, эманирует. Мозг же людей, повторяющих готовые фразы, почти не эманирует.

Необходимо тренироваться в размышлении, чтобы уметь размышлять о любом предмете в любое время.

 

При желании дать своему мозгу такую умственную гимнастику, задаются вопросами: как, почему, зачем, для какой цели и т.д., и стараются дать ответ, по возможности самостоятельный.

 

11 упражнение. Воспроизведение и мысленное сосредоточение на зрительных, слуховых, осязательных и вкусовых представлениях в отдельности. Ослабив мускулы, закрыв глаза и уши, приняв удобное положение, произведите три глубоких вздоха. Затем изолируйтесь от воздействий внешнего мира. Вызовите мысленное представление (зрительное) какого-либо предмета и сосредоточьте на нем все свое внимание.

 

Надо забыть о своём собственном теле. Вы должны слиться со своим представлением. Продолжительность 10—15 минут.

 

При тех же условиях мысленно вызовите какой-нибудь звук, голос или мелодию. Научитесь сосредоточивать внимание на каждом из звуков гаммы. Вначале мысленно напевайте гамму от начала до конца и обратно. Каждый раз делайте это все медленнее и медленнее и, наконец, остановите внимание на одной только ноте (звуке) и старайтесь удерживать внимание на представлении этого звука в продолжении 1—2 минут, а затем 3—5 минут. Также можно упражняться в мысленном произношении слов, например “Ом” и т.д. 
 

12 упражнение. Мысленное воспроизведение совокупности действий всех органов чувств. Представьте себе какое-либо действие, поступок и т.п., при чем должны принимать участие в представлении все органы чувств. Можете, например, мысленно представить себе маленькое путешествие, совершенное вами. При этом надо мыслить сильно, активно, красочно и соблюдая определенный порядок, например, как вы встали, оделись, закусили, сели на поезд и т.д. Делайте это упражнение 2—3 недели по 30 минут ежедневно.

 

13 упражнение. Последовательное отбрасывание представлений о действии органов чувств. Надо воспроизвести мысленно какое-нибудь действие, например, представьте себе, что вы кушаете мед. При этом должны принимать участие представления, касающегося каждого из органов чувств. В данном случае будут: цвет мёда (зрительное представление), вкус меда (вкусовое), звук от жевания (слуховое), прикосновение к языку и деснам (осязательное) и запах (обонятельное). Затем, ярко представляя всю эту картину, отбросьте представление, касающееся одного из органов чувств, например, обоняния: вы созерцаете всю картину, но перестаете чувствовать запах. Продолжительность 10 — 15 минут.

 

После этих упражнений приступают к более трудным, заключающимся в умении управлять мысленными представлениями, в умении сосредоточивать внимание на одном из них. Упражнения, рекомендуемые выше для подчинения органов чувств, оказываются умственными и в данном случае; только эти упражнения нужно несколько изменить, а именно: внешнего раздражения органа чувств быть не должно, надо направить свое внимание на соответствующее мысленное представление.

 

14 упражнение. Восстановление представлений в том же порядке. Устранив все представления, касающиеся четырех органов чувств (обоняние, осязание, вкус и слух), удерживают зрительное представление. Через 1—2 минуты устраняют и его. В сознании не должно быть в этот момент никаких представлений. Затем снова вызывают все представления предмета, прибавляя по одному. Упражняйтесь в вызывании и устранении представлений, относящихся к каждому из органов чувств, по 30—40 минут ежедневно, пока не добьетесь успеха.

 

15 упражнение. Быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой. Если вы тщательно изучили предыдущие упражнения, то ваша психика находится в зависимости от воли, и вы можете приступить к следующему упражнению.

 

Сосредоточьте внимание на каком-либо представлении, достигнув полной концентрации, и быстро перейдите к сосредоточению на каком-нибудь другом представлении, забывая на это время о первом, от второго представления также быстро вернитесь к первому. Упражняйтесь 10—20 минут ежедневно, как только найдется свободное время.

 

Все эти упражнения должны научить вас произвольно выделять из массы впечатлений, представлений и пр. одно и сосредоточивать (концентрировать) на нем свое внимание, удерживая его в таком состоянии долгое время при изоляции от внешних воздействий. Такое сосредоточение называется активной концентрацией мысли.

 
Категория: Развитие органов чувств и дыхания | Добавил: mytaro (04.03.2008)
Просмотров: 9012 | Рейтинг: 4.4/8
[ Категории раздела ]
Развитие органов чувств и дыхания [12]Разное [9]

[ Поиск ]

Яндекс.Метрика
[ Статистика ]

Яндекс.Метрика
Copyright TERMION OOO; 2017Используются технологии uCoz